Тот, кто только начинает медитировать, знает на собственном опыте, что это не так просто. Сразу возникает ощущение, что «нельзя же просто так сидеть, столько интересного пропустишь!» «Столько интересного» обычно включает в себя чай с плюшками или просмотр ленты в фейсбуке Так что можно смело возразить своему уму: «Если у тебя есть время на фейсбук, то найдется время и на медитацию». И в конце концов, нескольких минут в день для начала вполне достаточно, чтобы прочувствовать качественно иное состояние…
Может ли медитация стать альтернативой соцсетям?
И пусть Вас успокоит то, что медитация так же, как и другие культурные феномены, отчасти противоречит нашей инстинктивной природе. Животным не нужна такая степень концентрации, да и такое развитое самосознание, как человеку. В лесу, к примеру, среди хищников нет возможности расслабиться даже на 5 минут, без риска быть съеденным. И выживание, передача своих генов по наследству ‒ вот основная задача зверя. У человека же есть еще одна цель ‒ развитие, раскрытие своего потенциала, чему значительно способствует медитация.
Возвращаясь к фейсбуку и другим соцсетям – в чем их привлекательность? Один из возможных ответов – они удовлетворяют потребности в новизне, в эмоциях, в сопричастности к жизни других. Они предоставляют невероятное разнообразие стимулов, влияющих на аудиальный и визуальный каналы восприятия, затрагивающих нас эмоционально и социально.
В буддизме считается, что подобная сенсорная информация (а еще и в избыточном количестве) делает ум беспокойным, и он превращается в сумасшедшую обезьяну, перепрыгивающую с одной ветки на другую.
Однако невозможно лишь силой воли заставить себя не реагировать. Что же делать? Спасает, как всегда, творческий подход.
Какие виды объектной медитации бывают?
Как пишет Йонге Мингьюр Ринпоче: «Мы можем использовать способность зрения для медитации на форме и цвете, способность слуха — для медитации на звуке, способность обоняния — для медитации на запахе, способность вкуса — для медитации на вкусах, а способность осязания — для медитации на тактильных ощущениях».